Впускные клапаны изготовляют из стали X10СГМ (для двигателей ЗИЛ-130), стали 4X9С2 (для двигателя ЗМЗ-53) и стали 4X10C2M(для двигателя ЯМЗ-236). Их подвергают закалке и отпуску до твердости HRC 32-40 (для двигателей разных моделей). Конец стержня на длине 3-5 мм от торца имеет твердость не менее HRC 48 (для двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53) и HRC 50-57 (для двигателей ЯМЗ-236).
Выпускные клапаны в процессе работы подвержены действию газовой коррозии в условиях высоких температур, по этому их изготовляют из жаростойкой стали X5 ТУ ОГМ (для двигателя ЗИЛ-130), стали ЭП-303(для двигателя ЗМЗ-53) и стали 4X14H14B2M (для двигателя ЯМЗ-236).
Выпускные клапаны двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 имеют полость, заполненную для охлаждения головки металлическим натрием, а их рабочие фаски – наплавки из жаростойкого хромоникелевого сплава BXH-1 (АМТУ 291-57) твердостью HRC 20-30 (после термообработки).
Выпускные клапана подвергнуты закалке и отпуску до твердости HRC 25-38 (для двигателей разных моделей). На конце стержня выпускного клапана двигателя ЯМЗ-236 приварен наконечник длиной 3,5 – 5,0 мм изготовленный из стали 40XH и имеющий твердость после термообработки, равную HRC 50 – 57.
Для повышения износостойкости стержня клапана двигателя ЗИЛ-130 на длине 95 +5мм покрыты слоем хрома толщиной 0,002-0,006мм.
Изгиб стержня клапана устраняют правкой на ручном прессе или при помощи приспособления. Правке подвергают клапаны, имеющие непрямолинейность образующей стержня более 0,01-0,03 мм (для двигателей разных моделей).
Прямолинейность стержня после правки контролируют на приспособлении (рис34.13),которое одновременно служит для проверки биения рабочей фаски головки относительно стержня.
Клапан установленный на призмах приспособления, прижимают сверху коромыслом с роликами, а слева пальцем 5 центру 8.При помощи маховика поворачивают клапан вокруг своей оси. О прямолинейности стержня и биении рабочей фаски головки клапана судят по показаниям индикаторов
Изношенный стержень клапана ремонтируют шлифованием под уменьшенный категорийный ремонтный размер, хромированием или осталиванием с последующим шлифованием под номинальный или увеличенный ( для двигателей ЗМЗ-53 ) категорийный ремонтный размер.
При шлифовании стержня под уменьшенный ремонтный размер следует углубить на соответствующую величину кольцевую канавку для сухариков крепления клапанной пружины. При сборке сухарики подлежат замене новыми соответствующего ремонтного размера.
Стержень клапана шлифуют на бесцентрошлифовальном станке методом врезания или на обычном круглошлифовальном станке.В последнем случае клапан устанавливают головкой в цанговый зажим или в трехкулачковый патрон, а стержнем в обратный центр ( со стороны задней бабки ). Изношенный торец стержня клапана шлифуют на шлифовальном станке или используют для этой цели заточный или обдирочно-шлифовальный станки. Для шлифования торца клапана устанавливают на призмы
Износ рабочей фаски головки клапана устраняют шлифованием на шлифпвальном станке. Конструкция сианка позволяет устанавливать клапан под требуемым углом относительно шлифовального круга. При отсутствии станка можно использовать круглошлифовальный станок. При шлифовании рабочей фаски головки за базу принимают цилиндрическую поверхность стержня. Клапан в этом случае устанавливают в цанговом зажиме.
В результате неоднократного шлифования рабочей фаски высота цилиндрического пояска головки клапана уменьшается. Согласно техническим условиям она должна быть не менее 0,5мм, а вместе с обратной фаской-0,8 мм ( для двигателя ЗМЗ-53 ).
Шероховатость поверхности рабочей фаски после шлифования должна соответствовать 8 классу. Биение рабочей фаски головки относительно стержня клапана не должно превышать 0,03 мм.